Диалог 7. Экстраверсия и интроверсия в псикосмологии


А. Вопрос экстраверсии и интроверсии представляется мне одним из самых запутанных в психологической науке, несмотря на то, что сами термины получили такое распространение, что перешли из научного языка в обыденный. То, что психологическая реальность, которая за ними стоит, существует, ни у кого сомнений не вызывает. Вопрос состоит в том, что это за реальность, каковы ее основные характеристики, насколько они устойчивы и как распределены в человеческом обществе. Хотя на данный момент есть много исследований, касающихся экстра-интроверсии у животных. Я слушала как-то научный доклад про экстра-интроверсию у рыб.
Б. Вы все делаете в классической несодержательной установке. Это вообще терминологический вопрос, и что как назвать, я не хочу даже обсуждать. Содержательно мыслящая голова никогда не спорит с какими-либо понятиями. Задача науки не состоит в том, чтобы придумывать названия. Она состоит в том, чтобы выделять новые явления, обобщать, систематизировать, независимо ни от каких названий. Ученый должен понимать, какую систему понятий построил, от каких противоречий избавился.
А. Соционики, на мой взгляд, запутали психологическую науку, рассматривая экстра-интроверсию как жестко классификационную характеристику (либо экстра- либо интро-). Как показывают практически все научные исследования в психологии - большинство людей находятся посередине и не имеют ярко выраженной экстра- или интровертированной установки.
Б. Тебе не нравится, а им нравится. У тебя другая система распределения всего этого хозяйства.
А. В любом случае, мы должны определиться с понятием экстра-интоверсии для псикосмологии. Я называю экстраверсией - не установку, а устойчивую черту человека, в терминах черт большой пятерки личностных факторов. Я бы ее кратко сформулировала как активность взаимодействия, имеющую внешний характер. И, наоборот, интроверсия - это активность взаимодействия, имеющая внутренний характер.
Б. Что значит "внешний характер" или "внутренний характер"?
А. Так и знала, что вы это спросите. Экстравертом мы называем человека, который реализует свои познвательные установки или, в нашем случае, тип во внешнем плане, а интровертом - во внутреннем плане. Это очень ярко проявляется на поведенческом уровне. Так, напрмер, Гегель и Ленин в псикосмологии находятся в одном типе. Однако, свои идеи один выкристаллизовывал в теории, разворачивая там целую революцию и последующую борьбу идей, оставляя ту, которая логически убедительна и уже не поддается разрушению. Ленин, наоборот, проверял все во внешнем плане, разрушая и строя новый мир. Но это крайние варианты одного типа. Большинство людей имеют гармоничное сочетание того и другого.
Б. Хорошо. Определяй так, я не вижу здесь никаких проблем, кроме терминологических. Мы об этом знали раньше или не знали?
А. Об этом говорил Юнг, но понять его, особенно при переводах, очень сложно. Он определял экстраверсию как обращение либидо наружу, вовне. А Айзенк вообще стал ее трактовать как темпераментальную характеристику.
Б. То, что называет всякой ерундой Айзенк - это его проблемы. Его не интересуют содержания Юнга или ваши. Нужно думать по содержанию то, что ты выделяешь и насколько это ново.
А. Я думаю, почему так плохо поняли Юнга даже его ученики и извратили, потому что он сам непоследователен в свих определениях. Он, собственно, и не заботился о своих определениях.
Б. Вы это выделили так строго или нет? Я об этом говорю. Или вы знаете кого-то другого, кто об этом написал?
А. Хорошо, я считаю, что я выделила эти качества впервые, но может быть кто-нибудь подобное нащупывал. В этом направлении двигались многие ученые, но абсолютно строго такого содержания не выделяли, по крайней мере, я этого не встречала.

Вставка

Экстраверсией называется обращение либидо наружу, вовне. Этим понятием я обозначаю явное отношение субъекта к объекту в смысле положительного направления субъективного интереса на объект. Если экстраверсия интеллектуальна, то субъект вдумывается в объект; если экстраверсия осуществляется чувством, то субъект вчувствывается в объект. Если состояние экстраверсии становится привычным, то можно говорить об экстравертном типе. (Карл Юнг)

Мне кажется, что самая частая форма невроза у экстравертного типа - истерия. (Карл Юнг)

Интроверсия - обращение либидо вовнутрь. Этим выражается негативное отношение субъекта к объекту. Интерес не направляется на объект, но отходит от него назад к субъекту. Если интроверсия привычна, то говорят об интровертном типе... Типичной формой невроза для этого типа является психоастения, болезнь, отличающаяся с одной стороны, большой сенситивностью, а с другой стороны, большой истощаемостью и хроническим утомлением. (Карл Юнг)