Диалог 6. Псикосмология и соционика


А: Система типов в псикосмологии имеет юнгианские корни. В связи с этим сам собой напрашивается вопрос о родственной системе типов - соционической.
Б: Кто знает, что соционики - это юнгианцы. Надо говорить о неоюнгианцах под названием соционики.
А: Пусть это будут неоюнгианцы. Родственность типологий очевидна. Во-первых, ориентация на когнитивные функции и в первую очередь - рациональность-иррациональность. Во-вторых, полярность рациональной и иррациональной функций.
Б: Какая еще полярность? Что вы выдумываете? Каждый человек рационал или иррационал. Он имеет в качестве доминирующей или подчиненной рациональные или иррациональные функции. Типы выделяются по соотношению или доминированию этих функций. Каждая имеет две разновидности: рациональная - мышление (логика) и эмоции (оценка, этика), а иррациональная - ощущение (сенсорика) и интуиция. А кроме того, они все имеют ориентацию - экстравертивную или интравертивную.
А: О соционике я узнала в 1998 году, когда появились первые книги Аушуры Аугустиновичюте на прилавках России. К этому времени псикосмология (названия тогда еще не было) уже сложилась в том варианте, который мы взяли за основу. Первое мое впечатление: оказывается существует целое направление, которое идет в науке по тому же пути, что и мы. Я наконец-то почувствовала опору. Есть друзья и соратники. У них, как и у нас, тернистый путь в постижении истины, общие проблемы непонимания и непризнания официальной наукой.
Б: Мне кажется, вы слишком преувеличиваете свою с ними общность.
А: Однако, чем больше я знакомилась с соционикой, а особенно с социониками, тем больше видела непрофессионализм и большие амбиции за маской непонятых и непризнанных гениев. Истина и наука им были глубоко безразличны. Экспериментов они не проводили. Теоретические изыскания без какой-либо проверки принимались как руководство к действию. Отсюда большое количество ложных направлений и действий.
Б: Соционики вообще считают, что они занимаются не психологией, а социологией. Строго говоря, это не социология, а элемент социальной психологии, выстраиваемый на основе дифференциально-психологических характеристик. Сама типология есть безусловно психологическое знание. Юнг был психолог и психотерапевт, а не социолог. В этом подходе все разговоры про социологию сводятся к психологическому знанию. Социология редуцируется к психологии.
А: Вы увлеклись, как всегда, темой названия.
Б: При чем тут название. Они очень четко отмежовываются от психологов, говоря "мы социологи, а не психологи". Абсурд.
А: Давайте более четко не по названию, а по сути, разведем псикосмологию и соционику.
Б: В типологии социоников и в вашей есть только рациональность и иррациональность.
А: Это что, различие?
Б: Нет, это сходство. При этом рациональность и иррациональность в вашей системе дальше не членится на составляющие. В вашей системе присутствует в каких-то других вариантах экстраверсия и интроверсия. А у Юнга и социоников отсутствует ваша направленность - на мир и на Я. Просто ее нет. Поэтому, по конкретному содержанию эти системы больше различны, чем сходны. Кроме того, в вашей системе есть типы с равносильностью функций по рациональности и иррациональности, что не просто отсутствует в системе Юнга, но в рамках нормы считается невозможным. Потому и количество типов разное. Ваша модель не только классификационная, но и интегральная.
А: Как вы считаете, возможно ли объединение этих систем?
Б: Оно возможно за счет устранения экстраверсии и интроверсии как дополнительной характеристики и различения в рациональности и иррациональности их составляющих.
А: По описанию их тип этика сходен с рационалом, у которого доминирующая функция направлена на Я. Часто здесь разница только в названии.
Б: Тогда что, этика и мышление у вас совпадают с направленностью на Я или на мир?
А: Да. Здесь вопрос только названий. Я считаю введение этих названий лишним, вторичным. Коренное различие этиков и мыслителей в направленности доминирующей функции на Я или на мир.
Б: Я не согласен. Мышление, направленное на Я - это не этика. Оценочное мышление включается при направленности и на Я и на Мир, а у них мышление и оценка различаются и даже противопоставляются. При этом под оценкой чаще всего имеется в виду эмоциональное реагирование вместо мышления. А эмоциональное реагирование и рациональность - это, извините, две разные песни. Привет гениальному Юнгу!
А: Кроме того, если почитать характеристики типа по Юнгу и Аугутиновичюте, то можно увидеть уход последней от когнитивных характеристик в сторону эмоционально-волевых.
Б: Да, вероятно, поэтому она и проводит сопоставление соционической концепции с классификациями на основе эмоционального компонента психики, такими как типологии Леонгарда, Личко, Кемпинского.
А: Я бы еще одно очень большое различие указала. Мы стараемся строить и проверять типологию по всем правилам современной психологической науки. Экспериментальные исследования, глубочайший подход к исследованию с помощью биографического метода является основой в изучении типов и их свойств. Как известно, Юнг вообще не проводил экспериментов в данной области, основываясь только на большом клиническом опыте. Его ученики пользуются очень несовершенными методиками (я имею в виду опросники Майерс-Бриггс и Кейрси).
Б: А в вашей системе активно используются вновь созданные методики в виде объективных тестов и проективных техник.
А: Да, совершенно верно. Хотя размаху внедрения в практику нам следовало бы поучиться у социоников. За каких-то десять лет соционика стала одним из самых популярных в практике направлений. Ярлыки "робеспьер", "наполеон" и другие маячат в самых непредсказуемых местах. Пока мы тысячи раз проверяли, изобретали новые инструменты диагностики, методы исследования, они "затоптали всю поляну". Нам казалось, что столь большое количество типов станет препятствием для внедрения науки в практику. Но мы ошиблись! Практика кричаще требует "рабочей" типологии.
Б: Они раскрутились хорошо по всем законам шоу-бизнеса.
А: Во всяком случае, это говорит о них, как о хороших практических психологах. Мы же больше исследователи, чем практики. Хотя в последнее время, проводим работу в этом направлении.
Б: Пока психологи отмежовываются от социоников, а соционики противопоставляют себя психологам теряет наука, и, в конечном счете, практика.
А: Мне кажется, настал момент сесть за стол переговоров.

Иллюстрация. (Открыть)