Диалог 4. Рациональность как познавательная функция человека


А: Давайте разберем рациональную функцию. Все, что уже сказано по поводу субъективности в определениях к этому разделу относится также. Не будем заострять на этом внимания. Дадим свое определение.
Б: Мы его уже дали. Рациональное познание - это осознаваемые, рефлексивные и контролируемые процессы получения знаний.
А: Для наглядности приведу примеры рациональной функции:

  1. Создание различных планов работы с определением ее этапов.
  2. Написание различных инструкций.
  3. Перебор в голове различных вариантов решений со взвешиванием всех "за" и "против".
  4. Размышление о чем-либо, когда мысль движется поуровнево, а не скачками.
  5. Фантазирование под влиянием все время включающихся новых элементов (что вижу, про то и пою) с постепенным последовательным подстраиванием новых элементов.
  6. Припоминание чего-либо, когда, воссоздавая и конструируя бывшую реальность, вы пытаетесь "разложить все по полочкам".
  7. "Почему" часто более важно, чем "как".
  8. Их картина мира очень устойчива.
  9. Они знают "как надо" и "как не надо", как лучше и как хуже.
  10. К накопленным знаниям они относятся как к богатству, которое имеет свою цену.

К сожалению, я иррационал, и мне трудно приводить примеры рациональной функции, так как я во всем вижу огромное, часто перекрывающее все, влияние интуиции.

Теперь остановимся на полюсах, то есть на направленности рациональной функции на мир или на Я.
Б: Почему сразу на направленности, есть еще производные признаки рациональной функции.
А: Пожалуйста, какие?
Б: К ним относятся планомерное, контролируемое, неимпульсивное познание, часто преобладание обобщения над дифференциацией.
А: Насчет последнего я бы не согласилась. Переформулировав преобладание обобщений над дифференциацией, назвав его преобладанием синтеза над анализом, я бы направленность рациональной функции на мир связала с доминированием рационального синтеза, а направленность рациональной функции на я - с доминированием рационального анализа.
Б: Что есть еще иррациональный синтез или анализ?
А: Конечно есть. Для иррациональной функции также. При ее направленности на мир, доминирует синтез, а при направленности на Я, чувственный анализ тончайших оттенков собственных настроений. Итак, направленность рациональной функции связана с доминированием в мыслительных процессах эмоционально-личностного или эмоционально-безличностного компонентов. В ориентированности этой функции на мир мышление обладает такими характеристиками как объективность, аналитичность, подчиняется в большей мере правилам формальной логики, а не правилам реального наблюдаемого мира?
Б: Что за странное противопоставление?
А: Я здесь имею в виду тот факт, что у людей, опирающихся на такие логические построения, часто внешние факты ничего не доказывают. Когда Гегелю сказали, что реальность противоречит его выводам. Он ответил: "Тем хуже для реальности". Те, кто ориентирован на Я, никогда бы так не сказали. Для них факт - это некая святыня, вокруг которой они эмоционально крутятся. Они могут его не замечать или преувеличивать его значимость. У них логика не формальная, а этическая. Их логика может легко меняться под влиянием социальной ситуации и настроения в обществе.
Б: Никакой логики кроме формальной не бывает.
А: Наблюдая за рационалами, направленными на Я, мы отмечали следующие факты:

  1. Они ориентированы в большей мере на настоящее и зависимы от него. Они живут "здесь и теперь".
  2. Для них особую важность приобретают социальные отношения. Они умеют их органично учитывать и использовать для своей пользы.
  3. Для них важно, что будут думать о них окружающие.
  4. Они действуют и мыслят в рамках пространства, на которое могут эмоционально и с помощью конкретных воздействий влиять.

Рационалы, с направленностью доминирующей функции на мир

  1. Зависимы от своего опыта в прошлом и от своих сформированных планов поведения.
  2. Они используют окружающих в своих целях, как шахматист использует шахматы для возможности подтвердить или опровергнуть свои гипотезы о функционировании мира, общества, отдельных процессов и явлений.
  3. Свое мнение они часто ставят выше, чем мнение окружающих.
  4. Их мир - весь земной шар, природа и ее законы, общество и его законы в самом широком смысле часто вне контекста конкретных ситуаций.

Вставка

Я убежден, что если бы я обладал другой индивидуальной психологией, то я описал бы рациональные типы в обратном порядке, исходя от бессознательного и изображая их иррациональными. Это обстоятельство в значительной степени затрудняет изображение и уразумение психологических данностей и неизмеримо увеличивает возможность недоразумений (Карл Юнг).

Вставка

Следует свой ум углублять, а не расширять и, подобно фокусу зажигательного стекла, собирать все тепло и все лучи своего ума в одной точке (К.А. Гельвеций).

Вставка

Мы можем мысленно развивать основную тему в сознании главным образом посредством словесных, зрительных и иных представлений; на успешное развитие основной мысли это обстоятельство не влияет. Если только мы чувствуем в терминах родство деталей мысли с основной темой и между собой и если мы сознаем приближение вывода, то полагаем, что мысль развивается правильно и логично (У. Джеймс)