Диалог 2. Основные понятия системы типов псикосмологии


А: Сейчас нам надо обсудить конкретную типологическую модель, которую мы здесь предлагаем. Я коротко напомню. Изложу ее очень простым языком. Каждый человек имеет разум (мышление) и чувственно-интуитивное познание. У одних преобладает в познании мышление, у других интуиция, бывает, что трудно отдать первенство тому или другому. Это как две руки человека, но одна часто бывает ведущей. Встречаются случаи, когда обе руки равносильны. Я представлю этот вариант существования в социуме рациональности и иррациональности в виде координатных осей. Пусть ось х будет рациональностью, а ось у - иррациональностью. Но это еще не все. Полюса каждой оси ориентированы: один полюс "на мир", другой - "на Я".
Б: При чем здесь оси, где здесь люди?
А: Люди сейчас будут. Проведем единичную окружность с центром в точке пересечения осей. У нас получилось четыре квадранта. В каждом квадранте возможны три позиции: х больше у (рациональность), х равно у (равносильность) и х меньше у (иррациональность). Учитывая вариант четырех квадрантов, получаются 12 типов, различающихся соотношением рационального и иррационального компонентов в структуре психики и направленностью этих компонентов на мир или на Я. Люди распределены по этим типам.
Б: Что такое направленность на Я или на мир на уровне людей, а не осей?
А: Направленность - это некая реальная точка отсчета в позиции человека. Чтобы мысль моя была более ясна, приведу притчу про слона. В город приехал цирк. Среди прочих животных привезли слона. Жители никогда не видели этого животного.Трое смельчаков решили под покровом ночи пробраться в шатер и исследовать слона. Один полз снизу. Он ухватился за ногу слона и решил, что слон - это большая колонна, другой - подобрался сверху. Он провел рукой по широкой спине слона и решил, что слон - это ковер. Третий подобрался спереди и уткнулся в хобот слона. "Оказывается слон - это змея", - подумал он. Так и в познании каждый имеет свою, на мой взгляд, врожденную предрасположенность видеть мир с определенной позиции: кто-то изнутри своего тела, кто,то как-будто с горы, а кто-то имеет возможность познавать мир сразу с двух позиций: чувственно изнутри своего я, а рационально - на расстоянии или наоборот. Эта позиция и определяется квадрантами в предложенной модели типов. Важно знать откуда и на что направлено его восприятие, память и мышление.
Б: Они направлены на то, что его интересует, а интерес направляется мотивами и ценностями человека, которые, как вы считаете, врождены. Это вообще вопрос не по делу.
А: Хорошо, что мы подошли к мотивам и ценностям. Дело в том, что если человек весь мир видит и оценивает изнутри своего тела и его потребностей, то потребности соответствующие. Их, на мой взгляд, хорошо описал Фрейд.
Б: Органические портебности описаны еще до Фрейда. При чем тут Фрейд?
А: При том, что он в этом квадранте.
Б: Ну и что? Мало ли кто в каком типе?
А: Дело в том, что его система видения мира и его тип очень связаны.
Б: По-моему это полный винегрет, и с такм винегретом никого никакому делу научить просто невозможно.
А: У меня есть ученики, которые понимают этот винегрет очень хорошо. Ну ладно. Что вам не нравится в приведенной, в качестве примера, притче о слоне?
Б: С помощью этого примера можно пояснить идею связи познания с познавательной позицией вообще, а не с частной познавательной позицией на мир и на Я. В примере со слоном частная познавательная позиция совсем другая - она не касается познавательной позиции на мир и на Я.
А: Тут я согласна с вами.
Б: Эта позиция определяется объективным положением познающего по отношению к целостному объекту познания: один оказался возле ноги, другой возле хобота, третий - на спине. Соответственно, получилось, что слон либо колонна, либо змея, либо ковер. Позиция на мир и на Я определяется вообще субъективными психологическими характеристиками познающего. В первом случае (на мир) знание о явлениях реальности важно само по себе, независимо от их связи с потребностями познающего, фактически, здесь доминирует познавательная потребность безотносительно к другим потребностям познающего. При направленности познания на Я, как раз наоборот, знание об объектах и явлениях реальности строится в его значении ко всем остальным потребностям.
А: Вообще, я заметила, что такие ученые очень любят заниматься смысловой сферой психики. Эта тема для них, мне кажется, больная.
Б: Очень значимая. Это может быть, но в принципе, любая сфера психики может интересовать любого ученого ( и с направленностью на мир, и с направленностью на Я). И не только сфера психики, любой объект. Только получаемое при этом знание имеет разное значение для познающего. В первом случае они ценны сами по себе, а во втором, как средство решения своих собственных задач, часто не связанных с познанием.
А: Я бы отметила, что это определяет и стиль познавательной работы таких ученых. Те, кто ориентирован на мир в большей степени исследователи, а те, кто направлен на Я - изобретатели, преобразователи.
Б: Переходя к системе типов, важно отметить, что типы характеризуются не только рациональностью и иррациональностью своей основной функции, но также и дополнительной, поскольку при наличии основной функции, вторая также существует, и также может быть рациональной или иррациональной. В реальной жизни проявляются обе функции.
А: Надо особо отметить, что дополнительная функция не подчиняется правилам свободного сочетания. Эти сочетания строго определены принципом: если одна рациональная, то другая иррациональная и наоборот. Модель системы очень четко выражает закономерности существования этих функций у реальных людей.
Б: Еще можно сказать, что в модели видно, что выделяются три типа у которых обе функции направлены на мир - левый верхний квадрант, три типа, у которых тоже одинаково направлены обе функции, но только на Я - правый нижний квадрант. Остальные шесть типов с разнонаправленными функциями: у трех типов рациональная функция направлена на мир, а иррациональная - на Я - нижний левый квадрант, и у других трех типов рациональная функция направлена на Я, а иррациональная - на мир - верхний правый квадрант.
А: Стоит отметить, что такая позиция, по-видимому, влияет на доминирующую потребность людей каждого квадранта. Ориентированные на мир в обеих функциях имеют в качестве основной - потребность в познании, ориентированные в обеих функциях на Я - очень игривы, похожи на детей, а игровая потребность приобретает для них особую значимость. Люди из левого нижнего квадранта считают, что жизнь - борьба, а счастье, как говорил К. Маркс - в борьбе, слово "власть" имеет для них очень значимую окраску, они чувствуют красоту власти. Люди из правого верхнего квадранта ориентированы на гармонию взаимоотношений, любимая тема их размышлений касается любви и ее возможных вариантов.
Б: Мне кажется, мы мало внимания уделили смешанным типам. Они характеризуются равносильностью функций. Их рациональность и иррациональность равнозначны, что естественно сказывается на их психологическом облике в целом. Именно этим типам свойственна двойственность позиции, часто нерешительность, сомнения, колебания в принятии решений.
А: Я их называю "голова в одну сторону - чувства в другую".
Б: Но в них много и позитива. Это типы, которым не свойственна односторонность в познании и суждениях, диалектичность познания у них заложена типом.
А: Я бы еще сказала о том, что они очень многолики и непредсказуемы даже для самих себя.
Б: Раз уж мы коснулись некоторых аспектов психологического портрета типа, то надо вернуться к рациональности и иррациональности и отметить элементы психологических особенностей рационалов и иррационалов. Для рационалов характерны определенность, последовательность, предсказуемость, логичность, плановость. Для иррационалов - наоборот, спонтанность, непредсказуемость, гибкость в мышлении, тяга к нестандартным и необычным решениям и ситуациям. Рационалы более рефлексивны и чаще размышляют над особенностями своего познания. Иррационалы чаще импульсивны, не всегда могут логично объяснить полученное знание.
А: Но мне кажется, мы переходим к другой теме: психологические портреты типов.
Б: Да, но их возможно более полное рассмотрение будет осуществляться в практической части данной обучающей программы.

Вставка

Лошадь
	сказала
взглянув на верблюда:
"Какая
	гигантская
лошадь-ублюдок".
Верблюд же
	вскричал:
"Да разве лошадь ты?!
Ты
	просто-напросто
верблюд недоразвитый".
И знал лишь
	Бог сердобородый,
Что это -
	животные
разной породы.
		Владимир Маяковский

Понимание другого есть не что иное, как пассивное (через эмпатию) моделирование в состояниях своей психики состояний психики другого человека, будь то историческая личность либо сегодня живущий и знакомый исследователю человек. Естественно, что огромную роль в этом процессе играет рефлексия, умение "ставить себя на место другого", "проигрывать" его возможное или бывшее поведение и следить за возникновением у себя (исследователя) переживаний в ходе этого проигрывания (В.Н. Дружинин).

Познай самого себя (Цицерон)